Об ответственности PR-специалиста – перед совестью и перед обществом



Украинские пиарщики сегодня должны «наступить на горло собственной песне» – вице-президент Украинской PR-Лиги

Елена Деревянко, вице-президент Украинской PR-Лиги,
партнер Агентства PR-Service

 

Уважаемые коллеги, специалисты в области общественных коммуникаций!

События последнего времени требуют от каждого из нас начать сложный и болезненный разговор о том:

  • в каком мире мы живем,
  • какую роль должны в нем играть PR-специалисты по законам долга и чести, и какую роль мы реально играем,
  • и что нужно сделать, чтобы не было бесконечно стыдно перед самими собой за трусость и алчность и мучительно больно за свою страну и свой народ.

«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Как бы мы ни воспринимали Слово – как Логос античных философов, как биджа-звук восточных мистиков – никто, думаю, не будет оспаривать значение «мысли изреченной» Словом можно рассказать о событиях, которых никогда не было, слово может созидать и может разрушать. И чем насыщеннее информационное пространство источниками сигнала и ретрансляторами, тем быстрее распространяется слово, и тем сильнее его можно сознательно исказить, не неся ответственности. Более того, чтобы легализовать, легендировать дезинформацию, можно, в том числе, создать событие-симулякр любого масштаба, чтобы заложить искажение еще на уровне источника сигнала.

Таким образом, обладая богатой фантазией, умеренным оргресурсом и поставив себя выше норм морали и права, можно творить практически, что угодно. Людей, которые так поступают, к сожалению, становится все больше – на всех уровнях иерархической структуры общества – от дауншифтера-интеллектуала до высокопоставленного чиновника. У них разные цели: деньги, власть, самореализации. А результирующий вектор их коллективного самовыражения – перманентная психологическая и информационная война, в которой мы живем, сами это не всегда сознавая, уже много лет.

Но, в отличие от большинства мирных обывателей (в хорошем смысле слова), специалисты в области PR – не пассивные жертвы. А, как минимум, эксперты в области вооружений, стратегии и тактики боевых действий. И, как максимум, бойцы, командиры, полководцы.

Вы можете сказать, что суть пиара в том, чтобы покреативнее и побольнее прижучить противника. Что разговоры о социальной ответственности – это благоглупости для наивных институток, а настоящий пиар – боевой пиар. Такое мнение имеет право на жизнь. Но есть грань, за которой начинается абсолютное зло, которое ведет к хаосу и потере человеческого облика. Помните цитату героя Ширвиндта из одного позднесоветского фильма – «я никогда не переходил ту грань, которая отделяет мужчину от похотливого самца»?

Вы можете сказать, что суть нашей профессии – работа с информацией, ее акцентирование и маршрутизация. Но есть разница между общевойсковой и карательной операцией. И всегда есть выбор, каким путем идти.

Вы можете сказать, что мы просто исполнители воли работодателей и заказчиков. Да, зачастую, руководители информационных спецоперации, формально не принадлежат к профессиональному сообществу PR-специалистов, de facto обладают необходимыми для этого компетенциями. И профессиональные PR-специалисты в их проектах – «руки», а не «головы». Но «голова» без «рук» – это голова профессора Доуэля. А, значит, каждый из нас волен определять, будет ли он выполнять те или иные задачи, и какую степень служебного рвения для этого приложит. Помните «Убить дракона» – «так зачем же, сукин сын, ты оказался первым учеником»?

Вы скажете, что нам надо кормить семьи. И будете правы. Мы не птички колибри, и наши географические широты бедны манной небесной и цветочным нектаром. Но, прежде чем заработать на гроздь сегодня, подумайте, какой оскоминой она может обернуться уже в ближайшем будущем.

И возможно, вы скажете, что «один в поле не воин», «глас вопиющего в пустыне не будет услышан». Я отвечу – именно для того, чтобы голос был услышан, нужно объединить усилия. А воинская доблесть, возможно, состоит, прежде всего, в том, чтобы удержать руку с занесенным оружием, если это противоречит общественным интересам.

Я в PR-е почти 15 лет, и давно перестала считать количество кризисных проектов, в которых довелось работать, включая разноуровневые выборы. Но я точно знаю, где находится моя личная нравственная грань – на каком оттенке я остановлюсь при выполнении тех или иных PR-активностей. И очень надеюсь, что такую грань, общую для нашего профессионального сообщества, мы сможем провести совместными усилиями.

Этические кодексы – международные, украинские – дают замечательные, но очень общие рамки. В них PR рассматривается как бизнес, как консалтинг, и не более того. А я вижу социальную функцию PR в том, чтобы выйти за пределы сугубо эгоистического и прагматического мировосприятия. Нужно помочь общественности понять реальную подноготную происходящего, вооружить сограждан достоверной информацией и навыками критического мышления. И иметь смелость не выполнить преступный приказ или наступить на горло собственной песни, похоронив креативную, но стратегически деструктивную для страны идею в глубине души.

И чтобы закрепить документально эту готовность, я считаю, что необходимо разработать и принять отдельный документ, фиксирующий нравственный выбор нашего профессионального сообщества – наши общие правила игры в ситуации психологической и информационной войны всех кроме всех. Чтобы вседозволенностью и полетом фантазии не похоронить самое дорогое, что есть у каждого истинного патриота, независимо от его национальности и основного языка общения – выстраданные, купленные ценой многовековых страданий и кровопролития целостность и государственный суверенитет Украины.

* * *

Кому много дано, с того много спросится. Таков закон Вселенной. Раз мы в нашей профессии, которая требует недюжинных личных качеств, значит нам дано много. И мы несем особую ответственность перед своей совестью, своими близкими, своей страной. Давайте не побоимся принять эту ответственность и выполнить просветительскую и миротворческую миссию, которая так необходима в наше непростое время.

 
 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Этот вопрос является для тестирования ли вы человека посетитель и предотвратить автоматизированную спам представлений.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.