Гендерный дисбаланс: почему сферой связей с общественностью, где преобладают женщины, по-прежнему руководят мужчины?

Хотя женщины составляют значительное большинство работающих в сфере связей с общественностью во многих странах, мужчины по-прежнему занимают львиную долю руководящих должностей. Элина Мелджин.

В последние два десятилетия и в Соединенных Штатах и в Европе в сфере связей с общественностью все более и более преобладают женщины. Эта тенденция повлекла за собой определенные побочные эффекты, которые стали объектом научного исследования, но эта тенденция не была изучена должным образом, как культурное явление. Почему эта сфера деятельности не привлекает мужчин, хотя и характер и объем работы изменились и результаты количественной оценки улучшились? С другой стороны, почему Директором по связям с общественностью, как правило, является мужчина, даже в эгалитарных северных странах?

По данным исследования структуры членов всех центральных объединений по связям с общественностью, проведенного в Финляндии осенью 2013 года, женщины составляют до 89,2 % работников отрасли. В свете этих результатов, Финляндия имеет наиболее высокий показатель преобладания женщин в этой отрасти среди всех скандинавских стран. В Швеции доля женщин-членов объединений составляет около 80 %. По словам Джанет Агнруд, Директора по связям с общественностью Шведской ассоциации специалистов по связям с общественностью, мужчины часто не хотят быть вовлеченными в профессиональные объединения или участвовать в опросах как это делают женщины, так что фактическая цифра может быть меньше.

Все же эта разница является существенной и отражает характер академической карьеры в этих странах в целом. Женщины, как правило, чаще стремятся получить университетский диплом. В 2013 году, в общей сложности 792 человек, из них 612 женщин, подали заявку в Университет Хельсинки на изучение средств массовой информации и коммуникаций. В общей сложности, гораздо больше женщин, чем мужчин, и в Финляндии и Швеции, поступают в университет и получают диплом.

Даже в Германии, в этой сфере все более и более преобладают женщины. Согласно данным 2009 года, в Германии, в профессиях, имеющих отношение к связям с общественностью, было все еще на 10% больше мужчин, чем женщин. В Соединенных Штатах, однако, господство женщин в этой сфере является значительным явлением. В 2011 году, доля женщин в Американской ассоциации по связям с общественностью (PRSA) составляла 71%.

Становятся ли сообщества мужчин на пути женского лидерства?

Несмотря на то, что эта сфера деятельности становится преимущественно женской, лидирующие позиции по-прежнему занимают мужчины, даже в образцовых эгалитарных странах. С 1980-х годов, исследователи (например, L.A. Grunig, J. Grunig, и T. Hunt) изучали, как женщины отодвигаются на второй план в процессе выбора руководства. По данным немецкого исследования (Bentele-Grosskurth-Senderlanz, 2009), основными причинами явления «стеклянного потолка» являются планирование семьи и сильные сообщества мужчин. Другим объектом исследования была разница в оплате труда. По данным заработной платы, собранным PR Week, женщины заработали в среднем 72 % того, что мужчины заработали на аналогичных должностях в 2002 году (Wrigley 2002, Journal of Public Relations Research 14).

Тем не менее, в Финляндии существуют некоторые отличия. Доминирование женщин в отрасли началось рано. Даже еще в 1983 году, в общей сложности 58 % респондентов в рамках совместного исследования, проведенного Финскими ассоциациями по связям с общественностью, были женщины. И вряд ли в Финляндии существует разница в оплате труда мужчин и женщин на руководящих должностях в сфере связей с общественностью. Налоговые данные прошлого года показали, что женщины на руководящих должностях в области маркетинговых коммуникаций на самом деле зарабатывают больше, чем мужчины (Markkinointi&Mainonta magazine, 9 November 2012). По данным статистики 2011 года, женщины в должности специалистов в частном секторе заработали больше, чем мужчины, тогда как мужчины на руководящих должностях заработали больше, чем женщины. Данные также показывают, что женщины на руководящей должности заработали 4458 евро в месяц (средняя величина по частному сектору), а мужчины - 4795 евро в месяц. В должности директора, мужчины заработали на 500 евро в месяц больше, чем женщины. Вряд ли есть какие-либо различия в средней заработной плате в государственном секторе.

Кажется, общий вопрос можно задать так: почему мужчины не заинтересованы в связях с общественностью? Научные исследования, кажется, не дают никаких ответов на этот вопрос. Президент Американской ассоциации по связям с общественностью Уильям Мюррей говорит, что в США этот вопрос является спорным. «Существует предположение (только предположение), почему в этой сфере стали преобладать женщины, но никаких реальных ответов. Как отмечают многие, есть мало научных исследований на эту тему. В соответствии с одной точкой зрения считается, что недостаточное число женщин выбирают предметом изучения математику и технику. По этой же причине может быть мотивация женщин к получению образования в сфере связей с общественностью, а не маркетинга, которое воспринимается как в большей степени количественно оцениваемое».

Революция в средствах массовой информации влечет изменение профессии

Мужчины в Финляндии также перешли в сферы продаж и маркетинга, с лучшей количественной оценкой результатов. Показатели в сфере связей с общественностью улучшились, но были ли улучшения достаточно существенными, в конце концов? Рассматривается ли работа по-прежнему через нематериальные ценности, которые трудно измерить? Или реальные причины другие? Является ли эта сфера недостаточно признанной мужчинами, или недостаточно хорошо оплачиваемой для мужчин?

Интересным элементом является изменение характера и объема работы по связям с общественностью. Даже в те два десятилетия, что я работаю в этой области, многое изменилось. Теперь необходимо иметь стратегическое и экономическое мышление, необходимо уметь работать с новыми техническими каналами социальных медиа, и находиться в состоянии готовности 24 часа в сутки. В то же время, вы должны обладать всеми качествами, которыми обладали раньше: точность, хорошие языковые навыки, эффективность, готовность работать и, в первую очередь, готовность проявить гибкость. Вроде бы сложные задачи, вызванные большим изменениям в средствах массовой информации, также привлекают мужчин. Так ли это?

«У нас есть отдельное подразделение студентов, охватывающее более 300 студенческих обществ по всей Америке. В любом случае, демография такой группы кажется, еще более женской - я иногда разговариваю со студенческими обществами на 100% состоящими из женщин. В нашем последнем исследовании мы взяли небольшую выборку, всего лишь 210 человек из 10 000 населения, но из этих респондентов, 88% указали, что они женщины», говорит Мюррей. Даже в Финляндии, мало признаков изменения доли мужчин в деятельности, привлекающей больше мужчин в сферу по связям с общественностью. Напротив, цифры, указывают, что преобладание женщин в настоящее время выше, чем два года назад.

Можно также спросить, почему мужчины не назначаются специалистами по связям с общественностью или руководителями среднего звена. Лицами, назначаемыми на эти должности, как правило, являются женщины с высшим образованием. Статистика показывает, однако, что мужчины становятся директорами по связям с общественностью чаще, чем женщины. Согласно данным этого года, мужчины занимают 20% должностей директора по связям с общественностью, но только 12% руководящих должностей. Особенно после кардинальных изменений в средствах массовой информации, предпочтение на этой должности в последние годы неожиданно было отдано журналисту-мужчине, который приходит в отрасль.

В Финляндии женщины действительно претендуют на руководящие посты. Это говорит о том, что планирование семьи не является настолько значительным фактором, как, например, в Германии. В Финляндии, женщины всегда работали, и культ домохозяйки никогда не был распространен. Женщины, как правило, справляются и с семьей и с работой, как это продемонстрировали многие финские женщины-министры. Возможно, вопрос о том, почему женщина-профессионал по связям с общественностью проигрывает гонку в назначении на пост директора на заключительном этапе, следует задавать генеральному директору, который чаще всего является мужчиной.

Сфере связей с общественностью следует проложить путь в обеспечении равенства

Мы видим явление, само по себе безвредное, появившееся в Финляндии как реакция на господство женщин в отрасли. В прошлом году, мужчины, работающие в отрасли, основали клуб исключительно для мужчин. Даже название клуба является отголоском прошлого. Tiedotusmiehet (Мужчины по информации 2.0.) является сетью только для мужчин, которая организует лекции, игры и вечеринки. Женщины отреагировали по-разному - были удивлены, расстроены и рассержены. Попытки сконцентрировать власть через эксклюзивные сети не похожи на поступки 21 века. Неужели мужчины так не уверены в своем положении? Или это отражение тенденции, которая на самом деле не нужна ни одному цивилизованному обществу? В конце концов, люди должны быть свободны в определении своей гендерной идентичности.

Очевидно, что отрасли в Финляндии, в которой преобладают женщины, следует рассмотреть вопрос о последствиях своего существующего женского доминирования. Когда женщина – высокообразованный и опытный профессионал по связям с общественностью отодвигается на задний план в пользу менее квалифицированного мужчины, очевидно, что равенству и справедливости нет места. Вместо того, чтобы играть роль жертвы, мы должны взглянуть в зеркало. Власть у большинства, и чтобы получить эту власть, необходимы сотрудничество и общие цели.

Приходит время, когда мы все начнем создание и поддержку профессиональных сетей, с искоренением поляризации мужского и женского пола в отрасли. Отрасль связей с общественностью известна продвижением благородных идей, таких как устойчивое развитие и экологические ценности, и этот список должен включать в себя также и гендерное равенство. Все работники в отрасли должны засучить рукава и начать работать вместе, независимо от национальной принадлежности или гендерных барьеров.

Профиль идейного лидера

Элина Мелждин является управляющим директором (CEO) ProCom – Ассоциации специалистов по связям с общественностью Финляндии, состоящей из более чем 2400 членов (www.procom.fi ). Она имеет 25-летний опыт работы в области связей с общественностью и журналистики, в том числе у таких работодателей, как Nokia и Университет искусств и дизайна (в настоящее время Университет Аалто). Г-жа Мелджин пишет докторскую диссертацию в университете Хельсинки. Ее область исследований охватывает историю общественной дипломатии в Финляндии. Она написала и была соавтором нескольких годовых отчетов, журналов и книг, в том числе, истории по связям с общественностью в Финляндии, 2012 г. Г-жа Мелджин была членом совета Глобального альянса по связям с общественностью и управлению коммуникациями (www.globalalliancepr.org) в 2012-2013 гг.

Источник: ipra.org

 
 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Этот вопрос является для тестирования ли вы человека посетитель и предотвратить автоматизированную спам представлений.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.