Невежество самородков

Елена Деревянко – о том, почему здоровая самокритичность работает на пользу имиджу

Задающее тон в бизнесе на постсоветстком пространстве поколение собственников-менеджеров (родившихся в 60-70-е годы) в основной своей массе получало экономические знания понемногу и как-нибудь. Кто-то, минуя вузовские аудитории – сразу в суровой конкурентной борьбе. Кто-то – забросив учебники по кибернетике, сняв военную форму, захлопнув дверь лаборатории. Кто-то – тщательно изучив политэкономию социализма и капитализма, но, не дойдя до экономикс и Котлера.

Одни строили бизнес на базе полученного профильного образования (математики – в IT-индустрии, врачи – в индустрии красоты) и т.д. Другие топтали непроторенные тропы, не опираясь на фундаментальные знания. Мы все учились понемногу, чему-нибудь… Не судите, да не судимы будете, а победителей и вовсе судить не принято.

В результате сурового естественного отбора выжили сильнейшие. Многие из них честно купили в рассрочку второе высшее экономическое образование или даже МВА. Или, как минимум, прошли более менее внятные тренинговые программы а-ля «маркетинг для немаркетологов», «финансы для нефинансистов», «продажи в стиле нижнего брейка» и т.п. Многие решили, что незачем алгеброй портить гармонию, и предпочли остаться бизнес-интуитами. Единицы вгрызлись в гранит экономической науки всерьез, подведя теоретический базис под эмпирически полученные знания.

Что же получилось на выходе, спустя 20 лет независимости? Понятийный аппарат академической науки, плохо переведенных классических западных учебников, специфический сленг бизнес-сект сплавились в причудливую амальгаму. И за пеленой слов с размытым значением постепенно начал теряться здравый смысл, системный подход, преемственность знаний. Каждый самозванный бизнес-гуру пытается выгородить себе голубой океан в этой мутной водичкие. И «пипл» «хавает» очередное «бутылочное горлышко», очередные ковырнадцать «пи» или ковырнадцать «си» и прочие конструкты, которые в практике написания экономических диссертаций называют «надуманной новизной». Внедряет очередные управленческие решения, которые приносят пользу только консалтинговым фирмам, в недрах которых были рождены.

Но поколение ныне доминирующих бизнес-лидеров, как оказалось, еще не худший вариант. Оно воспитано на материалах деловых СМИ и учебниках 90-х, которые представляли собой добротные рефераты существующих концепций. Мы знали, что мы ничего не знаем, и учились. Сейчас ситуация другая – возникла иллюзия всеобщей и полной бизнес-образованности. В вузах стройные программы, в журналах интересные success-story. А в «сухом остатке» – невежество. Потому что нет сейчас бизнес-среды, которая бы вбивала знания кинестетическим методом «по морде чайником». И нет преподавателей в вузах, которые были бы не понаслышке знакомы с правдой жизни. А главное, нет синдрома недообразованности и желания учиться как его неизбежного следствия. Вместо него – синдром всезнанния и не-стыдливость, позволяющая говорить в приличном обществе благоглупостные банальности с глубокомысленным выражением лица.

Живое подтверждение – зарисовка с натуры. Элитарные бизнес-клубные посиделки, возвышенная беседа о венчурных инвестициях. Красочный рассказ о личном опыте успешного изобретения велосипеда спикером – человеком без специального образования, но большой волей к жизни и харизмой. Вопрос менеджера (которая, если я правильно расслышала, «занимается пиаром»), суть которого сводилась к: «А можно ли создать компанию только за счет собственных денег, без внешнего инвестора?» Если бы в зале был автор любого учебника по финансовому менеджменту, пришлось бы вызывать карету скорой помощи. Но аудитория заинтересованно слушала, скептических улыбок было немного, спикер отвечал всерьез. Выглядело удручающе. Уровень мероприятия задается уровнем дискуссии, который в эту минуту стремительно катился под плинтус.

Лестницу к небесам мы выбираем сами. Посему морализировать «взагалі» не буду, ограничусь ремаркой для пиар-сообщества: коллеги-пиарщики, учите матчасть, не позорьте профессию. Занимаетесь бизнес-пиаром (особенно в финансовом секторе) – извольте прочесть хотя бы базовые учебники. А если ваши работодатели/клиенты вознамерятся рассказать, «как закалялась сталь», какой-либо адекватной аудитории, то пусть это будет байопик с элементами экономико-менеджерских суждений, а не набор прописных истин вузовского уровня, преподносимых слушателям как откровение свыше и прорывная инновация. Здоровая самокритичность, знаете ли, идет во благо имиджу – в отличие от завышенной самооценки.

Источник: forbes.ua/woman

 
 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Этот вопрос является для тестирования ли вы человека посетитель и предотвратить автоматизированную спам представлений.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.