Корпоративные зомби

О том, что крупная корпоративная бизнес-система может сделать с личностью и психикой человека, и почему последствия сделанного вредны для имиджа – Елена Деревянко

У каждого закона есть буква и есть дух. И каждый из нас (кто-то один раз и на всю жизнь, кто-то ситуативно) выбирает, что ему ближе.

На уровне бизнеса «буква» и «дух» трансформируются в определенные типы организационных структур: механистическую и органическую. Механизм отличается от организма несколькими ключевыми характеристиками. Он создан согласно заранее разработанному инженерному проекту, запрограммирован для выполнения строго ограниченных функций – то есть, лишен свободы воли и свободы выбора, не способен к самовосстановлению в случае поломки, самовоспроизводству и развитию (даже для систем искусственного интеллекта такой функционал все еще недоступен). Соответственно, организм наделен диаметрально противоположным набором свойств: самовосстанавливается, саморазвивается, совершает осознанный выбор сценария действий.

Успешный стартап, как правило, предпринимательская компания, движимая энергией энтузиаста(ов)-основателя(ей). По сути это экономическое тело владельца(ев), которое живет по законам органической природы. Но по мере укрупнения, усложнения организационной структуры до уровня моноотраслевой или диверсифицированной корпорации, компании бронзовеют, окостеневают и превращаются из организма в механизм. Причем для значительной части из них этот процесс становится началом конца, а остальные вырабатывают «неорганические» принципы бизнес-эффективного взаимодействия с внешним миром.

На «полях» колонки маленьким штрихом отмечу, что большинство украинских корпораций только начинают окостеневать. А у международных корпораций, работающих на нашем рынке, этот процесс либо уже прошел, и они застыли в своем монументализме, либо они старательно борются с его последствиями реинжинирингом бизнес-процессов разного масштаба и разной глубины, Knowledge Management-ом, методиками отбора талантов, планирования карьеры и развития персонала, «веревочными курсами» и перерывами на йогу для коллектива. Каждый борется с необратимым нарушением мобильности системы по мере ее укрупнения по-своему и в разной степени успешно.

Что влечет за собой для сотрудников механистических компаний погружение в подобную внутреннюю среду бизнеса и корпоративную культуру? Из приятного – стабильность, статус, ограниченную ответственность за результаты. Потому что на большой электростанции даже турбина колоссальных размеров – всего-навсего один из компонентов. Из сложного – бесконечное множество политик и процедур, ориентацию на «букву», а не на «дух», примат бюрократии над человеческими отношениями. Кому-то это в силу особенностей мировоззрения конгруэнтно стать одним из элементов красивого, элегантно работающего механизма, кому-то нет. Кто-то человек системы, жестко ориентированный на результат, кто-то человек команды, ставящий во главу угла атмосферу в коллективе, кто-то свободный художник, не размножающийся в неволе. Ничто не плохо, ничто не хорошо, просто люди разные.

Главное – оставаться людьми, и не превращаться в корпоративных зомби. Мир не ограничивается стеклянно-бетонными офисами или ретро-особняками крупных корпораций. И пытаться взаимодействовать с не-корпоративной средой округлыми казенными фразами и фигурами ритуальных танцев, бравировать управленческими англицизмами, вносить в дружеский разговор ледяной холод официоза или отработанные на тренингах наивно-западнические манипулятивные технологии очень вредно для имиджа.

Корпоративное лицемерие и высокомерие – не лучший способ создать себе репутацию вменяемого человека.

Если ответить на письмо с просьбой о встрече «я смогу уделить Вам время тогда-то и тогда-то», вряд ли последующий контакт будет продуктивным.

Формулировка «я думаю, тебе будет интересно узнать то-то и познакомиться с тем-то», вряд ли простимулирует адекватного человека поступить желаемым для инициатора разговора образом.

Равно как и пафосные тирады об этических стандартах западной журналистики и западного пиара из уст прожженных «джинсовиков», на которых клейма негде ставить.

А прочувствованное выступление в экспертной аудитории о том, как транснациональные компании спасают окружающую среду и защищают интеллектуальную собственность, вряд ли внушат доверие, если не будут сдобрены самоиронией.

Поэтому бронзоветь вместе с корпорацией, заражаться ее пафосом и глубинно присваивать себе ценности корпоративной культуры – противоречит базовому для живой природы инстинкту самосохранения. Нельзя терять чувство реальности, критическое мышление и здоровый цинизм. Ничто не вечно под Луной: не вечны корпорации (как минимум, на уровне отдельных территорий, поскольку они имеют тенденцию уходить из отдельных стран при определенных обстоятельствах), пожизненный наем у нас не в моде. И однажды любой глянцевый транснациональный «топ» может оказаться за порогом уютного офиса на перекрестке семи пронзительных ветров реальной жизни. В этой ситуации очень плохо оказаться корпоративным зомби, утратившим связь с реальностью.

И вместо постскриптума. Как сказал один из воротил транснационального бизнеса в одном фантастическом романе: «Идеальный сотрудник межгалактической корпорации – тот, кто искренне плачет от счастья при звуке корпоративного гимна». Если вы уже дошли до этой стадии, вашего работодателя можно поздравить. Если нет, значит можно поздравить вас – вы еще живы и небезнадежны.

Источник: forbes.ua/woman

 
 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Этот вопрос является для тестирования ли вы человека посетитель и предотвратить автоматизированную спам представлений.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.