Пиар «нужно» делить по национальному признаку - эксперт

Основатель и руководитель Центра восточного развития и культуры «Sakura Matsuri» о национальных особенностях в продвижении брендов, специфике восточного пиара, а также впечатлениях от XI Международного PR-фестиваля.

- Недавно вы выступили докладчиком на XI Международном PR-фестивале. Расскажите о Ваших впечатлениях от этого мероприятия?

Мое знакомство с пиар-фестивалем состоялось в прошлом году. Впервые я была в обществе, которое было настолько индивидуальным, интересным и приятным. Я получила интеллектуальное удовольствие от докладов, поистине эстетическое наслаждение от общения с участниками и докладчиками. Для меня пиар всегда ассоциировался с творчеством, всплеском идей, а на практике все мероприятия оказывались сугубо официальными. И только здесь я поняла, почему именно «фестиваль» – это мероприятие имеет свой уникальный характер и свою атмосферу, которая действительно чарующая. Огромная благодарность организатором, которые так старались, а самое главное – за то, что такое мероприятие есть.

- C чего началось ваше увлечение Востоком? Какие самые важные уроки вы извлекли из этого увлечения, иными словами, чему важному научил вас Восток?

Как-то шутки ради я решила полюбопытствовать, кем я была в прошлой жизни. Есть такая интересная вещица – квадрат Пифагора. И что вы думаете? 706 год, Северная Япония, самурай.

Правда это или вымысел трудно сказать, но факт остается фактом – с самого детства меня завораживали плавные очертания иероглифов. Увлечение ли это? Скорее – жизнь.

Восток научил многому: расставлять приоритеты, толерантности, дисциплине, внимательности, рациональности, определению ценностей и ценности вещей. Но все это пустой звук на фоне главного – познания себя, ведь с этого все и начинается.

- Открывая первый Центр Восточной культуры в Украине, вы прежде всего следовали своему увлечению, или вами руководила уверенность, что этот проект непременно окажется коммерчески выгодным?

Руководствовалась неизбежностью намерения. Есть вещи, которые должен сделать. Это идет изнутри, и ты просто знаешь, что это необходимо.

Моя практика показала, что нет выгодных или невыгодных, прибыльных или не прибыльных профессий, занятий, направлений, проектов. Профессионализм, подкрепленный уверенностью, готовностью работать и неукоснительно следовать своей цели - залог успеха любого дела. Каждый проект таит в себе грандиозные возможности. Безусловно, стоит помнить о гибкости и чувствительности к окружающей среде. Вспоминая провальные проекты, например, когда BIC решила вдруг наряду с канцтоварами и одноразовыми товарами выпускать нижнее белье или продукты питания от Colgate. Невооруженным взглядом видно, что подобные эксперименты равносильны продажи спагетти под соусом карбонара и старого доброго медного купороса. Как же можно ожидать успеха? В направлении услуг восточного характера мы наблюдали разные тенденции: один год был бум каллиграфии, другой – оригами, третий – переговоры, дипломатические отношения. Все течет и все меняется, нужно лишь ловить волну.

На сегодняшний день интерес к востоку, укрепив свои позиции на уровне развлечений, идет дальше и стремительно растет. Все начиналось с мастер-классов по восточным искусствам: каллиграфия, оригами, суми-ё (японская живопись), суминагаси (удивительное искусство, в переводе означает «плавающие чернильницы», рисунок создается на поверхности воды, потом переносится на холст, ткань, бумагу), киригами, икебана. Сегодня проводятся выставки, посвященные различным аспектам востока, фестивали, которые собирают значительное количество посетителей. Наш аниме фестиваль «Цветущая сакура» собрал в прошлом году 900 посетителей, в этом году он проходит 90 дней в зоне карпатского заповедника.

- Какие направления, которые предлагает Центр Восточной культуры, пользуются наибольшей популярностью у украинцев?

Япония – качество, рост и развитие. Наиболее популярные направления – боевые и развивающие искусства. Если присмотреться мы увидим повальное увлечение востоком: фен-шуй, вещи с иероглифами, суши, в конце концов! Оригами популярно в рекламе и кинематографе. Летом украинцы с удовольствием отправляются в лагеря с восточным уклоном - наша концепция «Умный отдых» – сочетание японского подхода к воспитанию, развитию и украинского гостеприимства, включающая этническое направление, языковое, семейное и «Рождение женщины», из года в год привлекает все больше участников. Растет спрос на восточный стиль в одежде, интерьере. В этом году мы открываем линию японской одежды от ведущего дизайнера Brima D'Espoina. В этой коллекции мы сочетаем японскую утонченность, индивидуальность, качество с нашими требованиями и пожеланиями к одежде от повседневной до вечерней. Каждый человек, не зависимо от пола, телосложения, внешности, будет красивым, элегантным и самим собой в этой одежде.

Единственный минус тотального увлечения востоком – недостаточная осведомленность и огромное количество шарлатанов, что выливается в татуировки иероглифами с "немного" некорректным значением, анти-феншуй и т.п.

- Ваш доклад, с которым вы выступали на XI Международном PR-фестивале, был посвящен особенностям восточного пиара. Можно ли вообще делить пиар «по национальному признаку»?

Можно ли? Пиар «нужно» делить по национальному признаку. Как вы думаете, оценят ли японцы фламенко или борщ? Полюбопытствуют – да. Многие наши друзья из Японии с огромнейшим удовольствием вкушают борщ с пампушками и с восхищением относятся к пельменям, но не оценят рекламу «Нашей рябы» с изображением «сердца мужчины» во всей красе! Если кто не помнит этот шедевр – речь идет о бордах с изображением мужского пуза крупным планом и подписью «Сердце мужчины».

Каждая территория имеет свои особенности, картину мира, традиции, обычаи и особенности восприятия. Народная мудрость глаголет истину: «Что украинцу – благо, немцу – смерть». И международный пиар – именно та сфера, в которой следует к национальным особенностям относится с повышенным вниманием. Чтобы найти общий язык, продавать, продвигать товары и услуги на территории других стран, важно разбираться в национальных особенностях. Безусловно, каждый человек, взаимодействуя с представителями другой национальности, готов в некоторой степени к тому, что понятия у иностранцев отличаются, а кто-то даже наслышан, что японцы кланяются вместо традиционного рукопожатия и кушают палочками даже суп (пробовала – довольно удобно, рекомендую всем). Для успеха на глобальной арене требуются более глубокие знания и понимание. Не даром столь популярны истории о провалах брендов на международной арене, которые вызывают улыбку у всех, кроме их владельцев.

Основная причина впустую потраченных миллионов и потери целой страны как рынка таится в разнице понятий, которую не учитывают переводчики. Да, что там, просто не могут учесть в силу своей неграмотности и узкого восприятия мира, ведь язык - это не просто слова - это отражение нации. Подумайте о нашем языке, сколько смысловых оттенков у слова ядро? а орех? И не все приличные smile В итоге благодаря «шедевральным» виртуозам перевода под громкими вывесками бюро мы благодарны пепси-коле, которая поднимает из могилы китайских предков (Come Alive With the Pepsi Generation), автомобильные шедевры японских компаний (внедорожник Pajero в Испании – машина для представителей, скажем, меньшинств). И если ошибки в переводе обходятся в миллионы, то в пиаре – в миллиарды! Что делать, как понять другую страну и избежать провала? Ответ прост и опять же скрыт в народной мудрости «Скупой платит дважды», а в данном случае в десятки раз. Изучение не только рынка, а и национальных особенностей, и работа с профессионалами – ключ к успеху в любой сфере.

- Чем отличается «восточный» пиар от, скажем, пиара европейского?

Что касается отличий, я бы сказала особенностей, восточного пиара, это тема для множества диссертаций, научных и практических исследований и которая не будет исчерпана никогда. Первое, на что мы обращаем внимание при знакомстве с ним – на его безумие, странный сюжет, слишком яркие краски, значительную долю эпатажа. Шок? Возможно. А может в этом и суть успешной рекламной акции? Второе – символика. При детальном рассмотрении мы обнаруживаем необычных для нас героев. Как вы думаете, кто секс-символ Японии? Утонченная гейша? Сумоист! Кого вы ожидаете увидеть в рекламе нижнего белья? Очаровательных японок? Опять мимо! Коты! Юмор и еще раз юмор – вот ядро японского пиара.

- Среди ваших многочисленных наград есть почетный знак «В честь деяний королевы прусской Луизы». За что вы его получили?

Мне посчастливилось стать обладательницей трех почетных наград: «В честь деяний королевы прусской Луизы», «Почетный знак «Михаил Васильевич Ломоносов» и Нагрудный знак «Горлица» за постоянную помощь детям с особенными потребностями, деятельность, направленную на установление международных дипломатических отношений, сохранение культурного наследия народов мира, активную деятельность в сфере образования, воспитания, развития и становление человека, как личности и профессионала.

- Какие проекты вас особенно вдохновляют в настоящий момент?

На данный момент вдохновение черпаю в практичных и творческих проектах. Мы готовим ряд учебной литературы для тех, кто готов идти чуть дальше, чем посещение мастер-класса по каллиграфии, ряд выставок, в том числе экспериментальная каллиграфия на коже и камне («Каменное лицо – кожаное сердце»), в ковке и в стекле; коллекция свадебных нарядов восточных стран и народных костюмов, пиар которых будет построен по восточным канонам, что само по себе еще один из самых сложных проектов, ведь вы знаете насколько капризен мир искусства и оседлать этого дракона будет непросто.

Источник: news.kompass.ua

 
 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Этот вопрос является для тестирования ли вы человека посетитель и предотвратить автоматизированную спам представлений.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.