Как выявить риски репутационных кризисов

О важности хеджирования репутационныхх рисков: их виды и необходимость их предусматривать. Ведь соломой можно запастись возле мест, где упадешь…

«Не кликай волка из леса, не то он сам придет», «не каркай», «не накликай беду», «будем решать проблемы по мере их поступления»… В нашем обиходе немало подобных по смыслу поговорок, которые глубоко вошли в наше подсознание и руководят нами во всех сферах бытия.

О чем они? Чего мы боимся? Это не только глубинно психологические вопросы. Я много раз думал о синдроме «накликания беды» разговорами о возможных проблемах, когда в процессе консультационной практики акцентировал внимание клиентов на необходимость анализа рисков проекта. Как правило, клиенты стремятся обойти этот вопрос стороной. Часто не объясняя причин. Мол, не надо … Мы и так знаем… Давайте думать позитивно и т.п.

Я практические не встречал в описаниях коммуникационных проектов раздела «Риски и их хеджирование». Рисков вроде как и нет. Но, конечно же, уже сама по себе попытка настроиться на безрисковый, «гладкий», чрезмерно оптимистический вариант сценария будущего, - создает условие для реализации многих рисков, в том числе и приводящих к репутационным негативам.

В чем действительно подсознательно правы те, кто уходит от анализа возможных рисков, так это в том, что негативные ментальные модели, как всякие самореализуемые негативные прогнозы, действительно приводят к реализации воображаемых моделей в реальной жизни.

Нельзя говорить о возможном негативе как реальной возможности, начинать их бояться и формировать у себя фобии. Если мы говорим о рисках как страшилках, мы негативно якорим их в подсознании и формируем у себя страх перед возможным сценарием. А по закону подлости, если мы боимся, чтобы бутерброд не упал маслом вниз, он обязательно упадет именно так … Мы сами идем на поводу того сценария, которого боимся.

Где же выход? Не говорить о рисках нельзя и говорить о них - тоже нельзя?

О рисках можно и нужно говорить. Но так, чтобы мы видели светлую сторону медали, формировали у себя позитивный образ будущего. А это возможно, когда мы темой разговора о потенциально рисковых местах проекта, определяем не нашу уязвимость, а пути наращивания нашей адаптивности, силы.

Любой коммуникационный проект реализуется в общем контексте жизни, поэтому и риски коммуникационного проекта – не только в профессиональной коммуникационной области. Шел на презентацию, упал, очнулся, гипс .. Это – не специфический коммуникационный риск, но презентация была сорвана.

Но есть сферы, которые специфичны именно для коммуникационных проектов. Эти риски достаточно предсказуемы и их предварительное хеджирование, залечивание – вполне технологично.

Как мы уже говорили, в сфере коммуникаций кризис может быть спровоцирован любыми внешними и внутренними причинами.

Причины, источники репутационных кризисов по степени вероятности наступления их можно определить в такой последовательности:

1. Риски кармические, геномные

Это риски, связанные с репутационно «незалеченными» фактами из биографии (как залечивать мы расскажем позже). Это участие кандидата в депутаты в различных организациях в 90-х, это история заработка «первого миллиона», членство в коммунистической партии, развод с женой, развал со скандалом компании, организации двусмысленной сделки, приватизация за копейки стратегического объекта промышленности …

В эпоху Викиликс ничего скрыть нельзя. Тайна умерла как явление. И незалеченный факт рано или поздно, подобно бутерброду, упадет маслом вниз …

2. Риски контекстные, системные

Это риски, которые происходят из систем, с которыми прямо или косвенно соприкасается наша система. Пример: вы организовываете пресс-событие, посвященное выходу нового продукта на рынок. Но не учли, что в это же время другая система (например, Президент Украины, любой важный селебрелети) также проводит пресс-конференцию …

Тот, кто понимает и доверяет астрологии знает, что существуют и более глобальные контексты: диспозиции планет, особенно Луны. На растущей луне можно начинать, в том числе и организовывать презентацию нового продукта, а вот на угасающей луне это делать не стоит.

Поэтому, анализ потенциально кризисных мест нужно проводить так: определить время события, которое вы проводите. Затем создать перечень контекстных систем, в которые ваша система входит. А затем – проанализировать, не несет ли какая-то система в конкретный момент риск вашей системе.

У меня был в практике случай: готовился к презентации, которая проводилась в центре Киева в отеле. Все было хорошо. До тех пор. Пока я не узнал, что в это же время Президент Украины вместе с высоким зарубежным гостем в рядом стоящем зале проводит свое событие и улицы в это время будут перекрыты …

3. Риски различных периодов срока жизни продукта, организации, персоны

Этот риск особенно критичен в долгосрочных проектах. Его смысл: развивающаяся система на различных этапах развития проявляет принципиально различные свойства.

Пример из сферы коммуникационного проектирования. Вы организовываете долгосрочный социальный проект и не прописали жизненный цикл проекта, не выявили, когда в этом проекте после этапа «взрослости» проект выходит в точку неустойчивости (бифуркации).

Результат - вы получаете полномасштабный кризис, казалось бы, на пустом месте. Вчера еще все было хорошо. А сегодня – кризис…

Это касается и ваших стратегических партнеров. Вы предложили им партнерство в то время, когда они заканчивают в своем развитии период взрослости и вот-вот подходят к точке бифуркации.

На ваше предложение они ответили согласием. Вы сделали на него ставку, успокоились. А партнер вдруг (!) остывает к вашему проекту. Ваш проект терпит крах, репутация страдает.

Поэтому анализ контекста важно совмещать с динамическим анализом тех систем, которые могут негативно (или позитивно) повлиять на вас. Это даст возможность предусмотреть поведение системы и соответственно среагировать.

4. Риски инфраструктурные

Свою коммуникационную деятельность мы проводим в залах, в кабинетах. В конкретных системах коммуникации, с помощью определенных интерфейсов и т.п. Конкретные примеры таких рисков: риск поломки технического оборудования перед презентацией, риск получить недоброкачественную еду или фальсификатный алкоголь от кафе, в котором вы проводите встречу и т.п.

С одной стороны, таких рисков множество. Но ,с другой, они понятны и потому обнаружить их не составляет труда в отличии от системных рисков. Рекомендация в данном случае одна: все всегда перепроверять, никогда никому ничего не доверять. Там где тонко, всегда прорвется …

Звучит максималистски, но это выстрадано. Проверено практикой множества проектов, реализованных мной за 20 лет в индустрии … Не проверишь сам все «на выходе» подготовки, будешь иметь репутационный кризис «на входе» проекта!

5. Риски субъективные, личностные

Мы часто, (а может быть и, как правило) думая о том, как поведет в нашем проекте кто-то другой, переносим на этого другого собственную модель поведения. А потом удивляемся, почему партнер поступил иначе, чем вы и тем погубил ваш замысел, ваш план …

Когда вы реализуете с кем-то свой проект, не рассматривайте партнеров, сотрудников как функционеров, а как людей с собственными ценностями, целями, моделями поведения.

Это - принцип. Он реализуется всегда как способность видеть в нашем контрагенте и источник рисков, и источник нового ресурса. На эту тему написано множество книг. Но в контексте темы коммуникационных рисков важно для себя сделать урок, правило – всегда смотреть на проект, поручение, вашу идею глазами вашего контрагента, партнера или сотрудника.

Смотря на ситуацию глазами партнера, своей целевой аудитории именно в ее человеческом измерении, вы увидите немало нового для себя …

Андрей Ротовский

Источник: training-pr.blogspot.com

 
 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Этот вопрос является для тестирования ли вы человека посетитель и предотвратить автоматизированную спам представлений.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.