8 ораторских стратегий, которые могут способствовать улучшению вашего писательского мастерства

В этом году отмечается 100-летие серии лекций, которые А. Квиллер-Коуч прочитал своим студентам в Кембриджском университете в Англии - лекций, которые были включены в книгу «Об искусстве написания».

Самым известным советом А. Квиллер-Коуча, вдохновленного Сэмюэлем Джонсоном, является утверждение, что писатели должны «убивать своих любимцев», то есть убирать из черновиков фразы, которые кажутся самыми осознанно отточенными. Другими словами: перестаньте рисоваться.

В одной из лекций, К. утешает своих студентов, говоря, что, владея парой мощных приемов, «вы сможете пройти долгий путь». Одним из таких приемов является выразительный порядок слов, для описания которого Квиллер-Коуч вспоминает Квинтилиана, который написал следующее незадолго до смерти в 100 году н.э.: «То или иное слово обладает, порой, необычайной силой. И если такое слово поместить на второстепенные позиции в средней части предложения, вероятно, оно ускользнет от внимания слушателя и останется незаметным из-за окружающих его слов. Но если его поставить в конце предложения, оно повлияет на чувства читателя и отложится у него в памяти».

А. Квиллер-Коуч затем предлагает студентам пример совета древнеримского К., утверждая, что фраза «возмездием за грехи является смерть» более выразительна, чем фраза «смерть является возмездием за грехи».

В моей книге «Приемы письма», написанной в 2005 году, я призываю писателей «расставлять слова в определенном порядке для выразительности». Я и не подозревал, что почти две тысячи лет назад тот же совет был гораздо более красноречиво выражен автором, о котором я никогда не слышал!

Если вы будете сочинять водевили, ваш стиль будет назван водевильным. Если я буду последователем Квинтилиана, будет ли мой стиль квинтилианским? Надеюсь, что будет.

В более ранней статье я горевал по поводу изменения окраски слова «ораторский» с выразительной и целенаправленной, на уничижительную: красивые, но пустые речи. Я желал возрождения риторики, классического понимания того, каким образом лучшие ораторы и писатели общаются и убеждают. Квинтилиан мог бы быть нашим наставником.

По его поручению я собираюсь сделать вам одолжение. Вместо того, чтобы отсылать вас к тексту наиболее значимой работы Квинтилиана «Institutio Oratoria», я изложу для вас основные тезисы перевода этой работы в редакции Джеймса Дж. Мерфи. Вот лучшие размышления Квинтилиана - идеи и стратегии, которые делают его таким же актуальным сейчас, каким он был во времена Римской республики:

1. Прежде чем пересматривать текст, дайте ему остыть. В своем письме Трифону, известному римскому книготорговцу, К. пишет, что предпочитает не спешить отдавать свои произведения в печать. «Я выделяю время для их пересмотра с тем, чтобы, когда охладится изобретательский пыл, я смог бы судить о них после более тщательного повторного прочтения, как простой читатель».

Я слышал такой же совет от многих писателей, которые говорили, что даже под давлением сроков они должны были отстраниться от текста, чтобы он мог остыть. Чем «холоднее» текст, тем более проницательным будет пересмотр.

2. Соедините чтение, письмо и устную речь. Квинтилиан основал школу для подготовки ведущих граждан Рима и был так же широко известен благодаря своим теориям образования, как и риторике. Например, «Искусство письма сочетается не только с ораторским искусством, правильное чтение также предшествует иллюстрации, а с этими всеми качествами сочетается самостоятельная оценка…».

Филолог из Стэнфордского университета Ширли Брайс Хит однажды попросила меня описать поведение наиболее грамотных американцев. Я был озадачен. Она сказала: «Они читают, пишут и знают, как говорить о чтении и письме». Отсюда следует, что студенты должны практиковать такое поведение каждый день, практиковать грамотность, что приведет к здравым суждениям.

3. Изучайте писателей всех жанров. Квинтилиан утверждает, что «Не достаточно читать только поэтов, необходимо изучать всех писателей. Не только ради сюжетов, но также ради лексики, которая часто приобретает весомость благодаря писателям». Два тысячелетия спустя британский писатель Дэвид Лодж выразил это так: «Вот почему писатель ... должен иметь очень чуткое ухо, чтобы улавливать слова других людей ... и вот почему он не может позволить себе отстраниться от упрощенного, вульгарного, засоренного языка, почему ничто языковое ему не чуждо, от богословских трактатов до этикеток упаковок кукурузных хлопьев…».

4. Приобретайте знания изо всех областей исследования. «Грамматика не может быть полноценной без знания музыки», пишет Квинтилиан, «поскольку филолог должен говорить с соблюдением размера и ритма». Он продолжает говорить о необходимости знания астрономии и философии, размышляя о грамматике не в узком смысле, а как о стратегическом использовании языка во всех дисциплинах. Забудьте Цезаря. Здравствуй, грамматика!

5. Стремитесь к уверенности в голосе. «Ораторы, а также писатели, должны соблюдать определенные правила. Язык основывается на интеллекте, древности, авторитете и обычае... Обычай, однако, является самым верным наставником в разговоре: необходимо использовать фразеологию как деньги, на которых стоит государственная печать». Похоже, что Квинтилиан предполагает наличие своего рода согласования между нормативной и описательной формами грамматики и узуса. Есть правила, которым необходимо следовать, но, оказывается, именно общее использование обеспечивает правдивое впечатление.

Для нас латынь - мертвый язык. Но только не для Квинтилиана! Для него это был очень живой язык, обогащенный новыми словами, находящийся под влиянием путешествий, завоеваний, технологий и всех аспектов культуры Римской империи. Джордж Оруэлл привел тот же аргумент во время Второй мировой войны: призывы к жертвенности, высказанные англичанами, должны быть провозглашены на языке простых англичан (он назвал его «простонародным» наречием), не приукрашенном изысками и выражениями высших слоев общества и «BBC».

6. Перебор лучше, чем недостаток. Письменные творения студентов не должны быть «сухими и пресными», они также не должны быть «бессмысленно украшены надуманными описаниями». Другими словами, не должны быть ни скупыми, ни вычурными. Вот что говорит Квинтилиан: «Оба эти вида повествования имеют недостатки, однако то, что исходит от скудости ума хуже, чем то, что исходит от его избытка». Я понимаю это так, что проще смягчить избыточность молодого сверх-писателя, чем зажечь огонь в тех, кто не имеет творческого начала и воображения.

7. Работайте в направлении того, чтобы стать умелым писателем. «Суть всего заключается в следующем: быстрое написание не ведет к тому, чтобы писать хорошо. Однако если писать хорошо, это получается быстро». Вижу ли я здесь использование риторической инверсии, известной как хиазм, описанный в моем предыдущем эссе о риторических приемах?

8. Используйте свое ремесло для общего блага. Наиболее важным тезисом Квинтилиана является утверждение, что риторика требует объединения ремесла и характера, способа и цели: хороший гражданин имеет все, чтобы служить другим силой устного и письменного слова. Эта идея должна вдохновлять журналистов больше всего.

Источник: http://propr.com.ua/

 
 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Этот вопрос является для тестирования ли вы человека посетитель и предотвратить автоматизированную спам представлений.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.