Послесловие к креатив-лагерю «PRАКТИК»

«Спасибо, Карпаты, за уроки и знаки!». Послесловие к креатив-лагерю «PRАКТИК»


С 3 по 9 июля в с. Яблуница, что рядом с Говерлой, креативно и весело прошел 4 Международный креатив- лагерь «PRАКТИК». Все ехали в дождь с вопросом: «Неужели погода все нам испортит?» . Но, слава Богу, оказалось правдой, что «у природы нет плохой погоды, каждая погода – благодать», если ты – в Карпатах и в кругу друзей из разных уголков Украины и не только. Поездка у меня лично породила немало пока «взъерошенных» мыслей и впечатлений, идей и замыслов. Об этом мой рассказ-прелюдия.


Участников лагеря было 23 – со всех практически регионов Украины и из Латвии. Это было классно! Наши дискуссии о проблемах коммуникации, сегодняшнем и будущем Украины и мира были очень показательны, почти как социологическая процедура изучения мнения по актуальным вопросам.

Прошло слишком мало времени после лагеря, чтобы все улеглось и стало системной картинкой. В памяти – впечатления - пазлы. Им еще предстоит слиться в единство гармоничной мозаики. Сейчас – набор моих впечатлений о разном, но важном.


… Как я уже сказал, в креатив-лагере были представлены практически все регионы Украины. Но это представительство было очень неравномерным. Больше всего дал Центр и Юг Украины. Из западных областей – 1 представитель, Света Сторчевая, психолог и практикующий пиарщик из Ивано-Франковска, из этого сделала вывод: PR развивается в Украине везде, только не на Западе.

Света Сторчевая считает, что в Западной Украине PR – только в политике… Почему так?

  Я задумался над ее словами: почему так? PR нужен там, где развиваются крупные бизнесы, где думают о перспективе собственного развития, понятиями конкурентной среды. Поэтому в креатив-лагерь едут из «Систем Кепител Менеджмент», УГМК, донецких вузов, ….. 

Федор Логвиненко, менеджер по корпоративным коммуникациям Метинвестхолдинга доволен лагерем: увозит с собой и новые идеи,и впечатления, и знакомства.

Западная Украина интровертивна, живет прошлым и ценностями семьи и узкого круга. Может быть, в этом есть и свой позитив. Может … Я видел вокруг себя вполне довольных жизнью людей. Людей счастливых и самодостаточных.

Я им искренне завидовал, особенно в Косово, когда на день города с гор спустились старожилы и их дети, и внуки в национальных одеждах. Мой друг и латвийский гуру PR Кристианс Розенвальдс сказал, глядя на эти позитивные картинки праздника, что украинцы развиваются и у них есть будущее, раз в праздник в национальных одеждах рука об руку гуляют и стар, и млад. Он прав, конечно. Со стороны видней.

Кристианс Розенвальдс, ведущий латвийский PR-консультант, издатель журнального холдинга, советник первых лиц Латвии, открыл участникам лагеря немало собственных секретов эффективных медиакоммуникаций в условиях жесткой конкуренции.

Но … Вот еще одно схожее впечатление.

Мы жили в нескольких гуцульских садыбах среди лесов, полонын и моря цветов. Наблюдая за хозяевами усадьбы, Кристианс по европейски так начал размышлять, что, мол, этой красоте еще бы и маркетинг. На что я сказал, что у нашей хозяйки нет сайта и она его не собирается создавать. Нет сайтов (или они «визиточные») у многих, если не у большинства, таких «зеленых» отельчиков.

Я говорил об этом с хозяйкой нашего отеля и несколькими другими и услышал примерно следующее: что, мол, Бог даст, то и будет.

Я, конечно, утрирую, сгущаю краски. Есть и хозяева отелей с современным бизнес-мышлением. Но это – редкие исключения. Когда ресурса (в данном случае – красот Карпат) с избытком, то зачем маркетинг!

Хотелось поверить, что такой прапрадедовский способ жизни тут оправдан: и без маркетинга все живут благоденствуя. Но нет: молодежь уезжает от безработицы, большинство отелей летом среди чудо-природы пустует …
Думаю, что стоит организовать для эксперимента хотя бы социальный маркетинговый проект по обучению владельцев карпатских усадеб современным методам продвижения и обустройства отельного «зеленого» бизнеса.

Как думаете? Буду рад обменяться мнениями. Может, мое впечатление, что карпатским жителям не нужен маркетинг и PR – поверхностно. Но, может быть, им никто толком их и не предлагал? Ау, энтузиасты! Вместе создадим некую школу отельного бизнеса для гуцулов. Может, это и шутка, а может …

Следующее впечатление: тоже о гуцулах и тоже о проблеме.

После трудов праведных мы сходили в баньку. Разговорчивый хозяин начал жаловаться, что, мол, отапливаем все дровами, газа нет, уголь дорогой, вырубают леса и паводки смывают дороги и т.д. Я спросил его: не хочет ли он обустроить усадьбу энергосберегающими технологиями, ветрогенераторами, солнечными батареями. Ведь можно и не рубить ценный карпатский лес на дрова, как в Х1Х веке! И паводков не будет …

Хозяин Васыль посмотрел на меня: я что с Луны прилетел?! Где у него на это деньги? Когда я сказал, что все эти технологии энергосбережения - экономически выгодны (машина буковых дров стоит 2000 гривен, а их хватает не на долго!), он только головой помахал. Куда, мол, нам в ХХ1 век…

А может и тут местным и центральным органам украинской власти стоит, наконец, поработать. Вместо дерибана национальных бюджетов, выделенных якобы на экологию, выделить бюджет на реальную помощь в переводе карпатских усадеб на энергосберегающие формы повседневной жизни ?

Написал и сразу подумал: это из сферы фантастики для нашей-то власти. У них все больше заботы по-прозаичнее: как бы очередной «национальный проект»-фантом запустить в бумажном варианте да освоить под эту бумагу бюджет. А Карпаты? На их век Карпаты еще будут стоять. Без лесов, может, но в их властных царских усадьбах дровами и не топят, денег хватает и на дорогой московский газ …

И еще впечатление от лагеря: как хорошо, что мы в Украине такие разные! Нам, представителям всех регионов и культур, было вместе так комфортно именно потому, что мы разные. Не раз звучало в наших дискуссиях: если политики не будут искусственно разделять нас, наша «разность» нас будет только объединять!

И тут снова подумалось: блин, скоро очередные выборы … Вот если бы запретить выборы этак лет на 20 вперед. Может, и наша власть сама украинизируется и нужды «во властвовании через разделение» у нашей власти отпадет сама собой? Мечты-мечты … Да, такие мечты могут прийти только надышавшись высокогорным карпатским воздухом.

Елена Деревянко, креативный директор агентства «PR-Сервис», вице президент Украинской лиги по связям с общественностью, член IPRA, консультант и советчик учредителей крупнейших украинских корпораций, очень наглядно и убедительно показала нам, что в конкурентном PR «на войне как на войне»

Когда мы прощались, каждый участник сказал о своих впечатлениях. Они были светлые как карпатский воздух. Спасибо нам, что мы сами себе сделали такой полезный и такой приятный праздник жизни!

… Не забудут участники креатив-лагеря и неожиданного опыта освоения гончарного искусства под руководством мастеров Евгения Маслия и Виктории Белосветовой, основателей мастерской «Другая керамика» (d-ceramics.com) . Каждый участник креатив-лагеря вылепил под их руководством свою чашку из экологической глины в соревновании на самый креативный образ. Победил Иван Нижник из УГМК


... И еще: как репетиция нашего нового социального проекта «Создай корону Украине» участники взошли на карпатский хребет и, взявшись за руки, послали свои мечты ввысь. 


Да сбудутся наши общие мечты, украинцы!


Р. S.

Итогом лагеря стал диск с фотографиями-впечатлениями. Некоторые мы публикуем сейчас. Но скоро из этого общего фотоматериала (фотографировали все участники лагеря) мы сделаем слайд-фильм.

Посмотрим и вспомним … До свидания Карпаты! До свидания, друзья!

Андрей Ротовский

 
 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Этот вопрос является для тестирования ли вы человека посетитель и предотвратить автоматизированную спам представлений.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.