Обзор: Современное состояние и механизмы реализации системы квалификации в Украине

Обзор: Современное состояние и механизмы реализации системы квалификации в Украине

РАБОЧАЯ ВЕРСИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Февраль 2012 г.

Обзор подготовила местный эксперт, г-жа Ольга Щербак

в рамках программы Европейского Фонда образования в Украине

1. Какие квалификации есть в украинском контексте?

До недавнего времени в Украине под «квалификацией» традиционно понималась степень подготовленности к выполнению определенного вида работы.

В результате масштабной работы международных организаций в области рамок квалификаций, оптимизации обучения в течение всей жизни путем проведения различных реформ в стране были осмыслены, адаптированы и приняты существующие определения на международном уровне , что нашло свое отражение в понятийном аппарате к НРК , а также в Глоссарии в сфере высшего образования (2011 г).

В украинском контексте «квалификация» это официально признанная компетентность человека как результат оценки и валидации, что удостоверяется дипломом или иным документом, выданным компетентным органом.

Согласно действующему законодательству структура украинского образования включает: дошкольное образование, общее среднее образование, внешкольное образование, профессионально-техническое образование, высшее образование, последипломное образование, аспирантуру, докторантуру, самообразование.

Образовательно-квалификационные уровни: квалифицированный рабочий, младший специалист, бакалавр, специалист, магистр.

Соответствие образовательных и образовательно-квалификационных уровней:

Образовательные уровни

Начальное общее образование

Базовое общее среднее образования

Полное общее среднее образование

Профессионально-техническое

образование

Неполное высшее образование

Базовое высшее образование

Полное высшее образование

Образовательно-квалификационные уровни

Квалифицированный рабочий

Младший специалист

Бакалавр

Специалист, магистр

Квалифицированный рабочий – образовательно-квалификационный уровень человека, который на основе полного или базового общего среднего образования получил специальные умения и знания, имеет соответствующий опыт их применения для решения профессиональных задач в определенном виде экономической деятельности. Образовательно-профессиональная программа подготовки квалифицированного рабочего, что входит в структуру Государственного стандарта, реализуется профессионально-техническими учебными заведениями, техникумами, колледжами, а также непосредственно на производстве (на рабочем месте).

Младший специалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образования человека, который на основе полного общего среднего образования получил неполное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для осуществления производственных функций определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для должностей в определенном виде экономической деятельности. Образовательно-профессиональная программа подготовки младшего специалиста, входящая в структуру Государственного стандарта, реализуется высшими учебными заведениями I-II уровней аккредитации, высшими профессиональными училищами.

Образовательно-квалификационный уровень «младший специалист» можно получить на основе уровня «квалификацированного рабочего» с сокращенным сроком обучения.

Бакалавр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования человека, который на основе полного общего среднего образования получил базовое высшее образование, фундаментальные и специальные умения и знания и способен решать типовые профессиональные задачи, предусмотренные для соответствующих должностей, в определенном виде экономической деятельности. Подготовка осуществляется на основе Государственных стандартов в высших учебных заведениях II-IV уровней аккредитации.

Образовательно-квалификационный уровень «бакалавр» можно получить на основе младшего специалиста с сокращенным сроком обучения.

Специалист – это образовательно-квалификационный уровень человека, который на основе образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» получил полное высшее образование, специальные умения и знания, имеет определенный опыт их применения для решения сложных профессиональных задач, предусмотренных для должностей в определенном виде экономической деятельности. Подготовка осуществляется на основе Государственных стандартов в высших учебных заведениях II-IV уровней аккредитации.

Магистр – это образовательно-квалификационный уровень высшего образования, который предусматривает получение человеком полного высшего образования по соответствующей специальности на базе образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» (базовое высшее образование) или образовательно-квалификационного уровня «специалист» (высшее), а также высшего образования, полученного до введения в Украине ступенчатого высшего образования.

человек, который получил образовательно-квалификационный уровень «магистр», должен обладать глубокими знаниями по избранной специальности, умениями инновационного характера, навыками научно-исследовательской работы и др.

Ученые степени: кандидат наук, доктор наук.

Ученые звания: старший научный сотрудник; доцент, профессор.

В дипломе или ином документе о профессиональном образовании квалификация определяется названием профессии (инженер-механик, экономист, токарь, газосварщик и др.).

Национальная рамка квалификаций, которая утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2011 г. № 1341 «Об утверждении Национальной рамки квалификаций», охватывает квалификации общего среднего, профессионально-технического и высшего образования, а также квалификации, полученные на рабочем месте. Таким образом – это десятиуровневая структура, связывающая в единое целое квалификации разных уровней и типов на основе набора общих и согласованных описаний квалификаций, а также показателей уровней и типов квалификаций.

С помощью рамки квалификаций будет определяться взаимосвязь результатов обучения и устанавливаться соотношение дипломов, свидетельств, сертификатов об образовании и обучении.

2. Какие виды квалификаций существуют и какие планируется

разработать?

Существуют следующие виды квалификаций:

- квалификации базового общего среднего образования – квалификации полного общего среднего образования

- квалификации профессионально-технического образования

- квалификации высшего образования

- квалификации последипломного образования (образования взрослых)

1. Квалификации базового общего среднего образования

Свидетельство о базовом общем среднем образовании:

- общеобразовательная школа, гимназия, лицей (1-9 класс) – Государственный стандарт общего среднего образования

2. Квалификации полного общего среднего образования

Аттестат о полном общем среднем образовании:

- общеобразовательная средняя школа, гимназия лицей,

- профессионально-техническое учебное заведение (10-11 класс).

- высшее учебное заведение І-ІІ уровня аккредитации (10-11 класс).

- Государственный стандарт общего среднего образования

3.Квалификации профессионально-технического образования

Диплом о квалификации (квалифицированный рабочий),

- профессионально -техническое учебное заведение, – высшее учебное заведение І-ІІ уровня аккредитации

- Государственный стандарт профессионально-технического образования

4.Квалификации высшего образования (младший специалист, бакалавр,

специалист, магистр)

Диплом о квалификации (младший специалист):

- высшее учебное заведение І-ІІ уровня аккредитации (техникум, колледж), высшее

профессиональное училище

- Государственный стандарт младшего специалиста

Диплом о квалификации (бакалавр):

- университет институт, академия, колледж

- Государственный стандарт бакалавра

Диплом о квалификации (специалист, магистр):

- университет институт, академия

- Государственный стандарт магистра, специалиста

5.Квалификации последипломного образования

Свидетельства (удостоверения):

- курсы повышения квалификации, стажировки, различные формы

квалификации,

- университет, институт, академия, колледж

Диплом о квалификации (переподготовка):

-университет, институт, академия, колледж

Степень кандидата наук:

- университет, академия, научно-исследовательские институты

Степень доктора наук (включено в НРК):

- университет, академия, научно-исследовательские институты повышения

Лицензирование (аккредитация) любых организаций, учреждений на право осуществления образовательной деятельности является условием предоставления образовательных услуг по предоставлению только тех квалификаций, которые предусмотрены действующим законодательством, с выдачей документа государственного образца.

Данные о перечне и учете документов организаций, фирм, учреждений о неформальном обучении, которое до сих пор законодательно не урегулировано и не является основанием для занятия должностей (свободных рабочих мест), отсутствуют.

Планирование разработки новых квалификаций будет определяться спросом работодателей. Эти вопросы сейчас обсуждаются среди специалистов сферы образования и труда (службы занятости).

3. Какие квалификации могут быть включены в НРК?

НРК будет обновляться за счет формирования новых квалификаций в случае возникновения соответствующих потребностей на рынке труда.

Например, сегодня в процессе обсуждения и дискуссий находится вопрос относительно квалификаций в сфере высшего образования (см. пункт 5).

В настоящее время просматривается тенденция относительно необходимости продолжения работ по укрупнению профессий и формированию квалификаций, охватывающих набор уровней, дифференцируемых на базе обоснованных критериев и позволяющих гражданам постоянно повышать свой профессиональный уровень и самореализовываться в интересах развития экономики и общества в целом.

Остается также открытым вопрос относительно дополнительных квалификаций, предполагающих расширение компетенций работника (увеличение объема

квалификаций) без повышения квалификационного уровня. Возможно в перспективе такие дополнительные квалификации смогут заменить существующие разряды для рабочих, систематизировать процессы их профессионального развития и скоррелировать их с системой оплаты труда.

Требует решения проблема создания механизмов для официальной оценки и признания новых квалификаций, приобретенных вне рамок формального образования (например, приобретенных в процессе труда).

Поэтому обновление НРК будет требовать более активного участия государственных структур, отвечающих за труд и занятость, а также эффективного сотрудничества с социальными партнерами.

Необходимо учитывать также, что НРК в дальнейшем будет развиваться под воздействием разных факторов.

Например, демографических факторов, связанных со старением населения, что потребует создания условий для обучения людей старших возрастных групп, позволяющих им адаптироваться к изменениям в трудовой сфере. При этом отток квалифицированных рабочих старшего возраста может негативно влиять на рынок труда путем потери для общества знаний и опыта. Демографические факторы, как известно, влияют на потребность в переквалификации и введении дополнительных квалификаций.

Фактор миграции будет требовать сопоставления квалификаций, освоенных в другой стране, с национальными квалификациями, и признанием обучения, которое раньше не признавалось как квалификации.

Фактор технологических изменений (технологические инновации и глобальное

распространение информационных технологий) потребует использования

современных методов производства и система квалификаций должна дать возможность признания новых знаний, умений и компетентностей.

4. В какой степени квалификации (и возможно, учебные программы) базируются на результатах обучения?

Принцип ориентации на результат является общим для образовательных стандартов любого типа и уровня образования. Таким образом достижения учащихся и студентов учебных заведений выражаются в максимально полезных и необходимых умениях и компетенциях.

Результаты обучения общего среднего образования описываются в Государственном стандарте общего среднего образования.

Структуру Государственного стандарта общего среднего образования составляют:

- базовый план общеобразовательных учебных заведений;

- Общая характеристика инвариантной и вариативной составляющих содержания общего среднего образования;

- Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.

Контроль за соответствием образовательного уровня учащихся, окончивших общеобразовательное учебное заведение 1. 2. 3. ступеней, требованиям Государственного стандарта осуществляется путем их государственной итоговой аттестации, порядок которой утверждается Кабинетом Министров Украины.

Обновленные за последние два года государственные стандарты в этой сфере значительно лучше ориентированы на качество обучения и результат.

На протяжении обучения в основной школе учащиеся получают базовое общее среднее образование, что является основой общеобразовательной подготовки, формирует у них готовность к выбору профессии и реализации путей дальнейшего образования. Содержание образования в основной школе для всех учащихся одинаковое.

Вариативность методик организации обучения, а также наличие у учащихся возможности выбирать курсы по выбору в зависимости от собственных познавательных способностей дают возможность применять личностно ориентированный, компетентностный и деятельностный подходы.

В старшей школе, обучение является профильным.

Инвариантная составляющая Базового учебного плана формируется на государственном уровне и является обязательным для реализации во всех учебных заведениях, дающих полное среднее образование.

Образовательная потребность старшеклассников в профильном обучении удовлетворяется путем создания сети общеобразовательных заведений различного типа, состоящая из однопрофильных и многопрофильных лицеев, гимназий, общеобразовательных школ имеют возможность полностью реализовать профильность обучения, а также профессионально-технических учебных заведений, колледжей. Кроме того, образовательная потребность учащихся старшей школы в профильном обучении может удовлетворяться в рамках образовательных округов.

Содержание образования и требования к его усвоению в старшей школе дифференцируются по базовым и профильным уровнями. Базовый уровень определяется обязательными требованиями к общеобразовательной подготовке учащихся по Государственным стандартом, а профильный – учебными программами, утвержденными Министерством образование и науки, молодежи и спорта Украины.

В старшей школе соотношение учебных часов для изучения обязательных предметов и предметов, самостоятельно выбранных учащимися для профильного обучения, составляет ориентировочно 50 на 50 процентов.

Вариативная составляющая Базового учебного плана формируется общеобразовательным заведением с учетом особенностей региона и индивидуальных образовательных запросов учащихся.

Результаты обучения в системе профессионально-технического образования описываются в Государственных стандартах профессионально-технического образования.

Государственные стандарты профессионально-технического образования включают: образовательно-квалификационные характеристики выпускника; типовые учебные планы; типовые учебные программы по учебным предметам, перечень основных обязательных средств обучения; систему контроля знаний, умений и навыков учащихся и критерии их квалификационной аттестации.

Анализ действующих до недавнего времени образовательных стандартов профессионально-технического ( а также высшего образования) на предмет соответствия их требованиям работодателей, международной практике стандартизации, свидетельствует об определенных проблемах (в частности, ориентация их на требования устаревших квалификационных характеристик на профессии, отсутствие профессиональных стандартов, модульных учебных программ).

Учитывая это, Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины начало работу по разработке государственных образовательных стандартов нового поколения.

Государственные стандарты нового поколения содержат описание результатов обучения и методы их оценки, которые значительно усовершенствованы по сравнению с предыдущими стандартами благодаря привлечению к их разработке работодателей.

Для того, чтобы выяснить, какие квалификационные требования работодатели предъявляют к рабочим той или иной профессии, насколько профессиональные знания и умения, предоставляемые учебными заведениями, соответствуют их требованиям, проводится анкетный опрос работодателей, то есть новые квалификации определяются на основе исследований рынка труда и функционального анализа.

В 2011 году было утверждено и введено в действие 28 государственных стандартов нового поколения по профессиям, которые пользуются спросом на рынке труда. Например, стандарт по профессии «сварщик», разработанный совместно с Институтом электросварки им. Ю. Патона Национальной Академии наук Украины и согласованный с Министерством социальной политики.

Разработаны проекты государственных стандартов профессионально-технического образования 13 укрупненных профессий. В каждую укрупненную профессию вошли от 3 до 5 монопрофесий, что даст возможность выпускникам быстрее адаптироваться к реальным условиям производства и быть более мобильными на рынке труда. Вместе с тем, подготовка по таким профессиям сегодня полностью удовлетворять потребности работодателя.

В 2012 году будут разработаны еще 54 государственных стандарта профессионально-технического образования. С этой целью Кабинет Министров Украины принял постановление от 16 ноября 2011 года №1238 «О создании межведомственной рабочей группы по вопросам разработки и внедрения государственных стандартов профессионально-технического образования».

Целью деятельности данной межведомственной рабочей группы является подготовка предложений по реализации государственной политики в области образования, в частности в части обеспечения соответствия содержания профессионально-технического образования современным требованиям экономики государства.

Если традиционные учебные программы, в том числе в системе внутрифирменного обучения, строились как набор теоретических и практических дисциплин, ориентировались на общие подходы и методы в профессиональной деятельности, жестко устанавливались сроки обучения, то теперь модульные учебные программы – строятся гибко в виде горизонтального или вертикального набора модулей, каждый из которых ориентирован на конкретный результат обучения; в ней – целостный набор профессиональных, ключевых и других компетенций, необходимых для выполнения конкретной трудовой функции; учитывается конкретная потребность учащегося для определения срока обучения (примером может служить новый государственный стандарт по профессии «сварщик»).

Впервые для профессионально-технических учебных заведений для подготовки молодых рабочих были разработаны по модульной технологии экспериментальные учебные планы и программы по 22 профессиям сферы услуг, торговли, туризма, общественного питания, ресторанно-гостиничного сервиса. Сейчас они апробируются в государственных профессионально-технических учебных заведениях 6 регионов.

В итоге будет предложен постоянно обновляемый набор модульных программ профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда. Эти программы будут оптимизированы и открыты для всех желающих.

Способствовала работе по выработке новых подходов к разработке государственных стандартов (модульных учебных программ) оказанная консультативная поддержка в ходе реализации международных проектов.

Значительным взносом несомненно станут разработанные работодателями профессиональные стандарты, которые будут положены в основу разработки Государственных стандартов профессионального образования.

Заключен Меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании между Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины, группой работодателей в лице Закрытого акционерного общества «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ) и Конфедерацией работодателей, целью которого является внедрение в учебно-образовательные программы новых профессиональных стандартов в области энергетики, металлургии, цифровой журналистики, создание новых образовательных стандартов, а также подготовка на их основе новых учебных программ и отраслевых рамок квалификаций.

Результаты обучения высшего образования описываются в Государственных стандартах высшего образования.

Структура стандартов высшего образования составляет совокупность взаимосвязанных компонентов, которые устанавливают требования к содержанию, объему и уровню высшего образования на трех уровнях: государство, отрасль, высшее учебное заведение.

Государственный стандарт высшего образования определяет перечень квалификаций, направлений и специальностей, общее требование для каждого образовательно-квалификационного и образовательного уровня.

Отраслевой стандарт высшего образования включает образовательно-квалификационную характеристику (ОКХ), образовательно-профессиональную программу (ОПП) и способы диагностики качества высшего образования (направлены на конечный результат обучения).

Стандарт высшего образования на уровне высшего учебного заведения объединяют нормативное содержание образования и вариативное содержание образования (вариативную часть ОКХ, ОПП и способов диагностики) и включает учебные планы, программы дисциплин и т.д.

Результаты обучения последипломного образования.

Последипломное образование – это специализированное совершенствование образования и профессиональной подготовки граждан путем углубления, расширения и обновления его профессиональных знаний, умений и навыков или получение другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта.

Последипломное образование создает условия для непрерывности и преемственности образования и включает: переподготовку, специализацию, расширение профиля (повышение квалификации), стажировку.

Лицо, успешно прошедшее переподготовку и государственную аттестацию, получает соответствующий документ о высшем образовании.

Лицо, успешно прошедшее стажировку, специализацию или расширило профиль (повысило квалификацию), получает соответствующий документ о последипломном образовании.

Содержание и результаты обучения последипломного образования определяются учебными планами и учебными программами переподготовки и повышения квалификации, которые должны быть стандартизированными.

В настоящее время Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины подготовлен проект приказа «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ повышения квалификации специалистов», ориентированных на результат, который должен быть утвержден в ближайшее время.

Таким образом, результаты обучения – один из основных инструментов обеспечения прозрачности систем профессионального образования и квалификаций.

Ориентированный на итоговые результаты подход важен для определения квалификации, разработки учебных планов и программ, организации учебного процесса и системы оценивания, и наконец, для обеспечения качества обучения в целом. Поэтому органам образования предстоит провести соответствующий глубокий анализ с тем, чтобы более полно и четко описывать результаты обучения, то есть «квалификационные дескрипторы» в образовательных стандартах (учебных программах).

5.Какие существующие законы и правила определяют: а) развитие квалификаций; б) использование квалификаций для оценки, проверки и сертификации; обучения, профессионального обучения (в том числе в учебных центрах предприятий и ученичества); регулирования труда, в том числе по договорам, выгоды и практики найма на работу.

Все действующие Законы Украины в сфере образования направлены на развитие квалификаций. Система обучения в общеобразовательных школах (допрофессиональная подготовка), в профессионально-технических и высших учебных заведениях регулируется Законами Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О высшем образовании». Главной задачей этой системы является предоставление, в первую очередь, молодежи первичных профессиональных квалификаций разных уровней.

Система профессионального обучения кадров на производстве (внутрифирменное обучение) регулируется Кодексом Законов о труде, Законами Украины «О профессионально-техническом образовании», «О высшем образовании», «Об объединении работодателей», «Об общественных организациях», «Об охране труда», положением «О профессиональном обучении кадров на производстве», утвержденном Министерством образования и науки и Министерством труда и социальной политики.

12 января 2012 года Верховный Совет Украины принял новый Закон Украины «О профессиональном развитии работников предприятий», направленный на повышение эффективности труда работников предприятий путем их непрерывного формального и неформального обучения.

Система профессионального обучения безработных граждан по направлению службы занятости регулируется Законом Украины «О занятости населения».

Это обучение предполагает различные виды обучения (кроме предоставления первого высшего образования) во всех системах профессионального образования, ориентированного на формирование и обогащение знаний, умений, навыков, компетенций для дальнейшего трудоустройства, обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.

Анализ действующего законодательства и реальное положение в сфере образования показывает, что оно требует неотлагательного усовершенствования в связи с возрастающими требованиями рынка труда и новыми подходами к квалификациям и их качеству.

Однако, проблемой остается то, что на государственном уровне не отработаны эффективные процедуры актуализации, замены устаревших и разработки новых нормативно-правовых актов, которых не хватает, что сказывается на своевременном законодательном регулировании проблемных вопросов.

6. Как организован процесс разработки основных видов квалификаций? В том числе: какие организации участвуют в разработке квалификаций? Как определить соответствующую квалификацию? Какой процесс и методология используются для максимального увеличения релевантности и качества квалификаций?

Справочник квалификационных характеристик профессий работников (ДКХПП) и Национальный Классификатор Украины «Классификатор профессий ДК 003: 2010» на сегодняшний день являются одними из основных нормативных документов, которые предназначены не только для решения проблем сферы труда (проведение тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим), но они определяют и требования к профессиональным квалификациям работников.

Профессиональные названия работ, на которые разрабатываются квалификационные характеристики, должны соответствовать Классификатору профессий ДК 003:2010.

Организация процесса разработки основных видов квалификаций осуществляется в стране в соответствии с установленным порядком. Для этого Министерством социальной политики Украины и Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины подготовлены и введены в действие новые Методические рекомендации по формированию квалификационных характеристик, которые утверждены совместным приказом от 16 декабря 2011 года.

Разработкой квалификационных характеристик профессий занимаются центральные и местные органы власти, всеукраинские и отраслевые объединения организаций работодателей, субъекты хозяйствования всех форм собственности и подчинения, профессиональные союзы, научные учреждения.

Они проводят мониторинг, вносят изменения и дополнения в действующие квалификационные характеристики.

Квалификационная характеристика профессии состоит из разделов «Задания и обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования», где определяются в соответствии с определенной должностью требования к образовательному и образовательно-квалификационному уровню, требования к последипломному

образованию и минимальные требования к стажу работы.

При необходимости квалификационная характеристика профессии работника может быть дополнительно расширена разделами «Специализация» и «Примеры работ».

Разработанные проекты квалификационных характеристик разработчики в установленном порядке согласовывают с Министерством социальной политики Украины и утверждают их.

Однако процесс внесения изменений и дополнений в действующие квалификационные характеристики происходит со значительным отставанием от реальных потребностей современного производства. Поэтому они, как правило, не дают объективного описания в необходимом объеме видов профессиональной деятельности, что свидетельствует о продолжающейся тенденции несогласованности сфер труда и образования.

Наиболее полную и актуальную информацию о требованиях к квалификациям способны предоставить профессиональные стандарты, как документы нового типа на замену квалификационных характеристик.

Поэтому инициатива (и поддержка Европейского Фонда образования) по разработке работодателями профессиональных стандартов является актуальной, так как они являются основой определения уровней квалификации работников.

Профессиональные стандарты должны разрабатываться как на профессии рабочих, так и на специальности (с высшим образованием).

В пользу необходимости разработки профессиональных стандартов взамен действующих квалификационных характеристик говорит то, что они могут выполнять несколько функций, использоваться для разных целей, а именно:

- для проведения оценки квалификаций и сертификации работников, а также выпускников учебных заведений;

- для разработки стандартов предприятий, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций, тарификации должностей, отбора, подбора и аттестации работников, планирования карьеры и т.д., что является очень важным в сфере управления персоналом и повышения уровня квалификаций;

- для проведения процедур стандартизации и унификации в рамках видов экономической деятельности (например, упорядочение видов трудовой деятельности, согласование названий должностей и другое).

- а главное, они должны быть положены в основу формирования образовательных стандартов и программ (модулей) всех уровней профессионального образования, а также разработки учебно-методических материалов к этим программам.

В целях оказания методической и практической помощи центральным органам исполнительной власти, социальным партнерам всех уровней социального диалога, другим профессиональным, общественным организациям, предприятиям, организациям и учреждениям, другим заинтересованным сторонам в разработке и внедрении профессиональных стандартов Государственным Научно-исследовательским институтом социально-трудовых отношений Министерства социальной политики (г. Луганск) разработаны соответствующие методические рекомендации (2011 г.).

Особенностью этих методических рекомендаций, во первых, является то, что структурирование содержания профессиональных стандартов основано на компетентностном подходе, который предусматривает формирование требований к знаниям, умениям и навыкам работника, позволяющие ему качественно выполнять основные трудовые функции в рамках соответствующей сферы профессиональной деятельности.

Во-вторых, профессиональный стандарт, как правило, разрабатывается на группу профессий в определенной сфере профессиональной деятельности и содержит перечень их наименований.

В-третьих, структурой профессиональных стандартов предусмотрено, что профессиональная деятельность распределяется на структурные элементы – основные трудовые функции, а требования к знаниям, умениям и навыкам работника устанавливаются к каждой из них.

Имеются методические материалы (разработанные с учетом международного опыта), определенные наработки (полученные в процессе разработки стандартов нового поколения) относительно профессиональных стандартов также и в Министерстве образования и науки, молодежи и спорта Украины.

Вместе с тем, масштабная замена действующих квалификационных характеристик на профессиональные стандарты требует политического решения на государственном уровне, так как это повлечет внесение изменений в концепцию оплаты труда, другие нормативно-правовые акты в сфере труда, пересмотр структуры государственного Классификатора, дополнительные финансовые вложения и т д. Сейчас эти вопросы находятся в компетенции Министерства социальной политики Украины.

Поэтому с учетом реалий сегодняшнего дня представляется целесообразным постепенно нарабатывать аргументы в пользу профессиональных стандартов путем их разработки в рамках реализации международных проектов, внедрения, анализа результативности и подготовки стратегии решения этой проблемы на уровне правительства. Достижению цели будет способствовать инициативная позиция работодателей, их последовательность и активность.

7. Новые концептуальные и законодательные инициативы.

Сегодня, когда правительство своим решением утвердило Национальную рамку квалификаций (Постановление Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2011г. №1341 «Об утверждении Национальной рамки квалификаций»), есть основания полагать, что ее использование должно стать эффективным инструментом развития и классификации квалификаций, основой для повышения качества профессионального образования, совершенствования процесса обучения в течение всей жизни.

Следовательно, внедрение НРК потребует принятия целого комплекса неотложных мер, обеспечивающих дальнейшее развитие реформ.

Прежде всего, это касается усовершенствования действующих и разработки новых нормативно-правовых актов, направленных на повышение качества квалификаций, нового понимания ответственности за эти процессы различными заинтересованными сторонами.

Крайне важна сейчас разработка отраслевых рамок квалификаций, а также разработка работодателями профессиональных стандартов ( в ближайшее время хотя бы тех, которая запланированы в рамках международного проекта).

Необходимо также обеспечить: определение квалификаций в терминах результатов обучения; признание неформального спонтанного обучения; проведение мониторинга системы квалификаций; осуществление инвестиций в педагогические инновации; целевое направление материальных ресурсов в обучение; формирование системы эффективного партнерства всех заинтересованных сторон; усовершенствование координации системы квалификаций; распространение информации по вопросам системы квалификации.

В этой связи несомненно актуальной является инициатива Конфедерации работодателей, которая при экспертной поддержке Европейского Фонда образования разработала и направила для рассмотрения в профильном Комитете Верховного Совета Украины проект Закона Украины «О профессиональных квалификациях» (№ 9625).

Этот законопроект по своей сути направлен на реформирование сферы профессиональной квалификации работ и профессий. В этом контексте положительным является то, что ставится вопрос о необходимости замены квалификационных характеристик на профессиональные стандарты, о создании для этих целей отраслевых советов, об ориентации на результат.

Можно было бы рекомендовать Конфедерации работодателей с участием межведомственной рабочей группы по НРК на основе законопроекта «О профессиональных квалификациях» рассмотреть вопрос о целесообразности разработки закона «О национальной системе квалификаций».

Новые реалии требуют сейчас новых подходов и в сфере высшего образования в связи с возрастающими требованиями работодателей к качеству рабочей силы, необходимости ее адаптации к европейскому пространству.

Поэтому по инициативе Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины рабочей группой была разработана новая редакция Закона Украины «О высшем образовании», которую одобрил ІІІ Всеукраинский съезд работников образования Украины 28 октября 2011г.. Основные положения этого законопроекта поддержали также 84 процента студентов на своем референдуме, проведенном независимыми общественными организациями. К обсуждению данного законопроекта привлекались все высшие учебные заведения, министерства, ведомства, общественные организации.

Тем не менее, на рассмотрение профильного Комитета Верховного Совета Украины сейчас внесен не только законопроект от Кабинета Министров Украины (№ 9 655), но и два альтернативные законопроекты от депутатов А. Яценюка и Л. Оробец («9 655-1) и от депутата Ю.Мирошниченко (№ 9 655-2).

Эти законопроекты имеют как положительные стороны, так и проблемные вопросы, которые требуют принятия окончательного решения, в том числе и относительно образовательно-квалификационных уровней в сфере высшего образования. В частности, Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины в своем законопроекте предусматривает уровни: младший специалист, бакалавр, магистр, а также вводит новый образовательно-научный уровень «доктор философии».

В законопроекте Ю.Мирошниченко для «магистра» предусматривается образовательно-научный и образовательно-квалификационный уровень.

В законопроекте А. Яценюка и Л. Оробец предлагается введение образовательных уровней, образовательно-квалификационные ступеней высшего образования и профессиональных квалификаций («специалист», «магистр профессиональной направленности и исследователь»), «младший специалист» вообще выводится за сферу высшего образования.

По информационному сообщению правительства сейчас создана рабочая группа из числа авторов трех законопроектов и других специалистов по вопросам высшего образования, которая должна будет в ближайшее время представить один общий законопроект.

Подлежит реформированию и система последипломного образования в части ее законодательного регулирования, что предусмотрено в законопроекте Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины «О высшем образовании».

Сейчас в Министерстве создана рабочая группа по разработке концепции «Об образовании на протяжении всей жизни», а также положения «О последипломном образовании». На сегодняшний день имеется концепция «Об образовании взрослых», которая разработана и утверждена на уровне Национальной Академии педагогических наук Украины.

Комитет по науке и образованию Верховного Совета Украины своим решением (протокол № 5 от 10 января 2012г.) поручил Министерству образования и науки, молодежи и спорта Украины с участием других заинтересованных центральных органов исполнительной власти создать межведомственную рабочую группу и разработать на протяжении 2012 года проект новой редакции Закона Украины «О профессионально-техническом образовании», который будет ориентирован на дальнейшее развитие квалификаций, реформирование системы профессионально- технического образования.

В связи с этим будут крайне важны международные проекты, консультативная помощь международных экспертов, ознакомление с опытом других стран, что позволит привести в соответствие украинское законодательство к европейским достижениям в сфере профессионального образования и обучения.

Общие выводы.

Все заинтересованные стороны должны будут направить свои усилия для формирования национальной политики по созданию доступной единой и прозрачной системы квалификаций.

Сегодня требуются серьезные политические решения, поскольку необходимы:

- кардинальные изменения в законодательстве об образовании и труде (введение понятий формальное, неформальное и спонтанное образование и обучение, узаконение процедур признания и сертификации квалификаций);

- изменения в организации обучения;

- формирование соответствующих институциональных механизмов (для регулирования квалификаций и дипломов, процедур оценки и признания, сертификации квалификаций, таких как отраслевые советы для разработки профессиональных стандартов и отраслевых квалификационных рамок, института для координации всей деятельности по разработке и обновлению квалификаций, сертификационных органов);

- перемены в классификации видов профессиональной деятельности и образовательных программ, которые на данный момент не полностью отражают истинного положения дел на рынке труда;

- создание эффективных механизмов прогнозирования ситуации на рынке труда (для обеспечения баланса предложения и спроса).

 

 
 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
Этот вопрос является для тестирования ли вы человека посетитель и предотвратить автоматизированную спам представлений.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.